Когда говорят о призвании, своем деле, то чаще всего советуют искать интерес, который заложен где-то глубоко внутри нас. Вы сразу почувствуете его — это как импульс изнутри, любовь с первого взгляда. Однако сейчас всё чаще звучит другое мнение, что никаких интересов в нас изначально нет, и искать своё призвание надо иначе. Рассмотрим, что по этому поводу думает современная нейронаука.
Начну я с цитаты психиатра Андрея Курпатова из его книги «Красная таблетка. Посмотри правде в глаза!», потому что именная она заставила меня задуматься об этом.
«Мы все почему-то считаем, что «наше дело» — это то занятие, от которого мы сразу начнём получать удовольствие. Но это не так, потому что интерес — по самой своей физиологической природе — вещь очень нестойкая. Интерес — это лишь сложная ориентировочная реакция: «ух!» и «вау!». Но как только малейшая определённость появляется, тут же обнаруживаются и первые трудности освоения этого навыка, за чем следует: «Да ну его…». Фокус в том, что настоящее удовольствие мы получаем от дела, которое у нас действительно очень хорошо получается, буквально — лучше всех. … Короче говоря, нравится вам то дело, которым вы заняты, или не нравится, вы узнаете об этом только после того, как станете в нём действительно асом. Впрочем, после того как вы им станете, оно и вправду, скорее всего, начнёт вам нравиться. А коли так, вы будете уверены, что оно «ваше».
Поддерживает этот подход профессор психологии из Стэнфорда Кэрол Дуэк. В своей книге «Гибкое сознание» она пишет, что интерес (passion) не находят, его развивают. Внутри нас нет неких заложенных глубинных интересов, которые только и ждут обнаружения. Кэрол считает, что любое дело может стать призванием, если им заниматься и развиваться в нем.
Нейробиолог, доктор Такаси Цукияма в своей книге «Это просто ступор какой-то! Как избавиться от тумана в голове, обрести ясность мыслей и начать действовать» поясняет, как любовь к делу нарастает со временем. Чем дольше вы занимаетесь каким-то делом, тем сложнее, совершеннее становится нейронная сеть вашего мозга. Вы решаете всё более сложные задачи, накапливаете положительный опыт, и ваш мозг начинает расценивать это как нечто приятное. И постепенно ваше занятие доставляет вам всё больше удовольствия.
Но здесь есть еще один важный момент. Это история не про то, как найти свое призвание и не работать больше ни дня. Любое дело — это прежде всего труд. Давайте будем честны — другого не бывает. Люди, нашедшие свое призвание, много работают, даже пашут, но делают это с удовольствием.
Елена Резанова в своей книге «Это норм! Книга о поисках себя, кризисах карьеры и самоопределении» пишет, что в этом нет никакого противоречия. Просто наша любовь к делу лежит на другой, чем эмоции, глубине. Елена поясняет, что любимая работа больше похожа не на поиск и обретение удовольствия, а на решение проблем, которые нам интересны. Поиски лишь удовольствия ведут к быстрому разочарованию и выгоранию. А наилучшие подъемы с нами случаются, когда мы решаем что-то трудное и ценное для нас.
А есть ли что-то, что может сделать любую работу по-настоящему интересной? Качество нашего внимания, отвечает Елена Резанова. Нас интересует то, что мы сами делаем интересным, и во что в итоге инвестируем свое внимание. Помните фильм «Влюблен по собственному желанию»? А точнее, эпизод, когда герой Олега Янковского ищет смысл, искру в своей, на первый взгляд, совсем неинтересной работе заточника на заводе? Это как раз об этом. Этот эпизод хорошо иллюстрирует, что смыслы и интересы, в конечном счете, принадлежат нам, а не работе. «Если мы их понимаем, — пишет в своей книге Елена Резанова, — они дают ощущение личной траектории, управление собственным прогрессом и другую степень свободы».
Виктория Шилкина, клинический психолог, научный журналист, автор канала и сайта Books-for-you.ru