На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Какие черты отличают гениев от остальных людей – 7 признаков того, что перед вами необычный человек

Этот вопрос часто не дает покоя новоиспеченным родителям, ведь каждому хочется сказать: «Мы воспитали гения». Бытует мнение, что гениальность можно развить, достаточно с детства нагружать ребенка занятиями на разнообразных секциях или кружках – по одной из сфер точно выстрелит.

Это правда? Можно ли развить в ребенке уникальную способность к чему-либо с научной точки зрения, или здесь дело исключительно в наследственности?

Гениальность, одаренность, талант – как отличать

Сперва посмотрим на популярные понятия, которые в некотором роде принято считать синонимами. Чем отличается гений от высокоинтеллектуальной или талантливой личности? На деле у этих понятий есть достаточно четкие критерии, помогающие их разделить.

Гениальность

Люди, способные своими действиями изменить мир, делающие вклад в развитие прогресса и обладающие исключительными способностями в одном направлении деятельности – это гении. Они создают что-то уникальное, чего до них не было. Часто таким людям свойственна следующая черта: они превосходны в одном направлении – науке, технике, искусстве, политике – но их навыки ощутимо «провисают» в других. Например, они бывают совсем не приспособлены к обычной жизни или социальному общению.

Расшифровка термина «гениальность» вызывала интерес ученых умов еще с древних времен. По определению римлян, это высшая степень проявления творчества и способностей личности. На протяжении многих веков ученые даже пытались выявить физиологические отличия гениев от остальных людей – сравнивали объем мозга, например. Однако каких-то существенных признаков обнаружено не было. Даже наоборот: чем больше становится известно про явление человеческой гениальности, тем больше вопросов возникает.

Талант

Наличие таланта – это очевидная способность человека к какой-то деятельности, которую можно довести до совершенства, прикладывая усилия в течение определенного времени. Это подтверждает и популярная фраза о таланте:

Талант — это 10% одаренности и 90% процентов труда.

Достичь успехов талантливый человек сможет, прикладывая какие-то усилия в сфере, которая ему интересна и легко дается. А если приложить усилий выше нормы – то получит без преувеличения выдающийся результат. В этом случае талант человека считается признанным.

Опять же можно без преувеличения сказать, что гениальность – фактически гипертрофированный талант. Однако если за одно дело возьмутся талантливый и одаренный человек, первый быстрее достигнет первых успешных результатов и в принципе сможет продвинуться дальше, чем второй. Одаренному человеку придется прикладывать больше труда и упорства для развития навыка, к которому талантливый уже предрасположен с рождения. Талантливые люди могут иметь навыки в нескольких направлениях, но для развития навыка выбрать одну из сфер, где будут прикладывать больше усилий, чтобы добиться успеха. Это умения выше среднего.

Еще одна яркая характерная черта, отличающая талантливого человека от гения – среда и окружение. Если для раскрытия первого потенциала она должна быть благоприятной (люди, уже работающие в какой-то сфере, или поддержка родителей при освоении навыка ребенком), то во втором случае гений рождается при создании неблагоприятных условий. Такую закономерность можно легко отследить по биографиям – Энштейн, Ван Гог, Эдгар По, Микеланджело, Тесла и многие другие. У всех детство было далеко не безоблачным, а у кого-то напряженность сохранилась и после того, как они повзрослели.

Одаренность

Опять же, отсутствие очевидного таланта в чем-то не значит, что овладеть этим навыком не получится. Врожденная склонность к какому-то виду деятельности и называется одаренностью. С такой предрасположенностью человек может усвоить любой вид деятельности, который ему понравился.

Например, музыка. Ребенок с детства проявляет чудеса ритма и начинает танцевать, услышав музыку, поэтому родители отдают его в музыкальную школу. Он одарен музыкальными способностями, которые можно развить. Но бывает и такое, что малыш с трудом усваивает основы нотной грамоты (сольфеджио) или плохо слышит тональность звуков — тогда ему нужно будет прикладывать чуть больше усилий, чтобы научиться. Талантливого человека видно по тому, что ему какая-то сфера дается легко буквально без усилий, а уж если усилия прилагаются, то они приносят быстрый результат.

Одаренным в какой-то области может быть любой человек. На конференции TED, где люди, достигшие успехов в разных сферах, рассказывают о каких-то своих идеях, достойных распространения, выступил спикер Джош Кауфман. Он рассказал, как на основе теории о приобретении мастерства за 10 000 часов – если вы хотите получить новый навык и стать профессионалом — создал свой подход: освоить новый навык с нуля можно всего за 20 часов. На своем примере он продемонстрировал, как научился играть на гавайской гитаре как раз по концепции 20-ти часов, в течении месяца выделяя для этого дела по 40-60 минут.

Какие факторы влияют на развитие гениальности?

На эту тему проведено множество исследований: одно из них принадлежит профессору психологии Дин Кейт Саймонтон, который сформулировал свой ответ на вопрос, можно ли создать условия для развития гениальности.

Первым делом он разделил само понятие гениальности и его проявление на два типа:

  • Достижение выдающихся результатов в каком-то сфере через колоссальное трудолюбие
  • Врожденный интеллект исключительно высокого уровня.

На основе своих исследований ученый выделил три фактора для создания среды, где человек с потенциалом гениальности сможет проявить себя. Данные собраны на основе опросов обычных студентов, однако применимы для одаренных ровесников.

  • Автономность. Люди в принципе, а потенциальные гении — особенно, должны иметь возможность выбирать сферу деятельности для развития, тогда они с большей вероятностью реализуют заложенный потенциал. А если человека с детства куда-то направляли родители, принимая решения за него, есть шанс, что такой гений так и не будет реализован
  • Ценности. Люди, которые ценят свои исследования или другие достижения, будут с радостью работать самостоятельно. Чем ближе к их жизни та сфера, в которой проводится исследование или творческая деятельность, тем больше стараний они будут прикладывать. Возможно, поэтому проекты гениев зачастую становятся их жизнью в буквальном смысле
  • Трудолюбие и компетентность. Логично, что прежде чем достигать новых высот в каком-то деле, необходимо разобраться в его основах и знать базовые вещи, чтобы иметь возможность ими апеллировать. Например, ребенок с гениальным слухом без знания нотной грамоты не сможет перенести на бумаги то, что, как гений, может слышать в голове. Здесь, конечно, родители или наставники могут подсказать, в какой из сфер лучше получать знания, чтобы иметь возможность раскрыть гений. Вы скажете, что это путь проходят все, чем же такой ребенок будет отличаться от простого? Гениальный продет это путь получения базовых знаний в разы быстрее остальных.

Другой ученый из Британии Ганс Айзенк также занимался исследованием вопросов, связанных с гениальностью, и смог доказать, что креативность и свободное мышление (та самая генетическая предрасположенность к гениальности) связана с биологическим фактором только на 15%. Это исследование сильно увеличивает справедливость и объективность фразы, которая гласит, что гениями не рождают, а становятся.

Влияние среды при развитии гениальности так же ощутимо, как набор генов «гениальности», поскольку среда поможет раскрыть потенциал гения быстрее.

Какие черты отличают гениев от остальных людей – 7 признаков того, что перед вами необычный человек

Задумывались ли вы над тем, есть ли гении среди ваших друзей и знакомых? При таком вопросе в голове может возникнуть закономерный встречный вопрос: а по каким признакам выявить гения? Кроме совсем очевидных – ребенок прошел всю школьную программу к 10 годам или сочинил первую симфонию в 12 лет?

Вот несколько личностных качеств, которые могут подсказать, что перед вами не просто талантливый человек, а с задатками гения:

Креативное мышление

Причем такое, что его не скрыть. Это слишком рациональный подход в решении простейших задач, не свойственный возрасту, способность совмещать не совмещаемые вещи, мыслить шире предложенных рамок. Именно благодаря такому навыку гении в итоге совершают научные или технические открытия, создают шедевры искусства.

Высокая продуктивность в узконаправленной сфере

Гению свойственно находить проявление в каком-то одном направлении деятельности: искусство или наука. Гений с одинаковой вероятностью может иметь математический или гуманитарный склад ума и реализовывать свой потенциал в связи с этой особенностью. Гениальные дети в современных условиях не являются отличниками, даже наоборот – частенько могут получать порицания по поводу полной неспособности к какому-то предмету. Например, Эйнштейн очень плохо учился и даже считался отставшим ребенком. В этом случае учителя могут только дать свободу самореализации и не заставлять изучать все предметы через давление. Повзрослевшие гении едва ли будут ощущать расстройство от того, что увлечены только одной сферой деятельности из существующего многообразия – они будут слишком заняты своими открытиями.

Осознание особенного призвания

Дети или взрослые, предрасположенные к гениальности, чувствуют свою силу, поэтому в глубине души понимают, в какой сфере должны реализовать свою гениальность. Часто они ставят себе глобальную задачу: совершить открытие, которое принесет пользу всему миру, или открыть лекарство, которое избавит людей от болезней. В общем, их деятельность полностью направлена не на признание, она альтруистична. Именно осознание этой высшей цели помогает им преодолевать трудности и проявлять невероятное упорство.

Настойчивость

Ни один гений не обходится без невероятной настойчивости, ведь часто открытия выходят за рамки всех существующих представлений о мире, а чтобы туда пробиться, нужна целеустремленность и несгибаемость. Среди гениальных людей просто нет людей со слабым характером или силой воли. По сути, гениальность – это упорство, помноженное на талант в гипертрофированной форме и узком направлении.

Уверенность в себе

Поскольку у гениев с рождения есть интуитивное осознание миссии своего существования, они уверены в себе. При этом это нельзя назвать гордыней или тщеславием – именно спокойная уверенность человека, который знает, зачем он здесь. Их открытия и нововведения зачастую опережают время, в котором они родились (как у Николы Теслы). Поэтому часто бывает так, что пока гений жив, его трудно понять – о существенном вкладе в прогресс говорят уже несколько поколений спустя. Из-за сильной уверенности в себе такие люди не боятся рисковать (потому что подсознательно знают, что делают), не концентрируются на поражении, а ищут способы достичь нужного им результата любым путем. Ярким пример последнему тезису – Томас Эдисон, которому понадобилось найти несколько сотен неработающих способов, прежде чем он изобрел электричество.

Интуитивное мышление

Поскольку очень часто знание, которое они могут передать миру, не поддается логическим объяснениям, гении действуют по зову внутреннего голоса, который буквально может вести их за собой. Чаще всего это неожиданные вспышки просветления, которые и дают человеку возможность после определенного застоя в проекте резко продвинуться вперед. Внутреннее «Я» и интуиция – неразлучные спутники любого гения. Для гениев очень важно уметь слышать это голос, не сильно зацикливаясь на рациональном мышлении, ведь только так можно создать что-то из ряда вон выходящее. Некоторые исследователи даже считают, что гениям свойственно специально переходить в медитативное состояние, когда они сталкиваются с особо сложной задачей. Широко известны примеры, когда решающие открытия были сделаны во сне (периодическая таблица Менделеева или произведения Шопена)

Особый взгляд на мир и врожденные способности

Гениальные люди отличаются чуть более свободным и широким взглядом на мир. Будто они умеют выходит за предложенные рамки и видеть то, что скрыто от глаз. А вот для воплощения таких смелых идей в жизнь как раз и потребуется навык самовыражения и упорство в поиске ресурсов для реализации своих замыслов. Без применения такого широкого взгляда на практике они будут чувствовать себя непонятыми.

Что скажете — встречали таких людей?

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх